Версия для слабовидящих
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методическое обеспечение введения ФГОС НОО и ФГОС ООО

На уровне школы функционирует методический совет, который рассматривает вопросы подготовки к введению обновленных ФГОС  НОО и ФГОС ООО

Методическая поддержка педагогических работников

ФГОС – 2021: введение с 1 сентября 2022 г.

  • Памятка для педагогов «Переход на новые ФГОС НОО и ФГОС ООО»

  • Содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021

 

Параметр сравнения

ФГОС 2009/2010

ФГОС 2021

Требования к условиям реализации программ обучения

Требования к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения программы

Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый — в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй — школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий — можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО)

Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО

Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. при этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п. 33.1 ФГОС ООО)

 

Объем часов аудиторной нагрузки

ФГОС НОО: 2904 — минимум, 3345 — максимум
ФГОС ООО: 5267 — минимум, 6020 — максимум

ФГОС НОО: 2954 — минимум, 3190 — максимум (п. 32.1 ФГОС НОО)
ФГОС ООО: 5058 — минимум, 5549 — максимум (п. 33.1 ФГОС ООО)

 

Объем внеурочной деятельности на уровне НОО

1350часов

1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)

 

Особенности обучения детей с ОВЗ

Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для у/о

ФГОС НОО для детей с ОВЗ применять нельзя. Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО)

 

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

Настолько подробных норм не было

Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО)

 

Информационно-образовательная среда

Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов

Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)

Оснащение кабинетов

Были общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой

Новые ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п. 36.3 ФГОС ООО

Обеспечение учебниками и учебными пособиям

Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников и учебных пособий — в печатном или электронном виде

Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебных пособий в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию. Учебники можно предоставить в печатной или в электронной форме (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО

Психолого-педагогические условия

Требований было меньше

В новых ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО

Повышение квалификации

Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года

Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО)

Целевой раздел

ООП НОО

Требования к структуре основной образовательной программы

-пояснительная записка;

-планируемые результаты освоения учащимися ООП НОО;

-система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

-пояснительная записка;

— планируемые результаты освоения учащимися программы НОО;

-система оценки достижения планируемых результатов освоения программы НОО

ООП ООО

-пояснительная записка;

— планируемые результаты освоения учащимися ООП ООО;

— система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО

-пояснительная записка;

— планируемые результаты освоения учащимися программы ООО;

— система оценки достижения планируемых результатов освоения программы ООО

 

Содержательный раздел

ООП НОО

-программа формирования УУД у учащихся;

-программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

— рабочая программа воспитания;

-программа коррекционной работы;

-программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

— программа формирования УУД у учащихся;

-рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе внеурочной деятельности, учебных модулей;

-рабочая программа воспитания.

 

ООП ООО

 

-программа развития УУД;

-программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

-рабочая программа воспитания;

-программа коррекционной работы

-программа формирования УУД;

-рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе внеурочной деятельности, учебных модулей;

-рабочая программа воспитания;

-программа коррекционной работы — если в школе есть ученики с ОВЗ

 

Организационный раздел

 

ООП НОО

 

-учебный план НОО;

— календарный учебный график;

-план внеурочной деятельности;

-календарный план воспитательной работы;

-система условий реализации ООП НОО

— учебный план НОО;

-календарный учебный график;

-план внеурочной деятельности;

-календарный план воспитательной работы с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие;

-характеристика условий реализации программы НОО в соответствии с требованиями ФГОС.

 

ООП ООО

 

— учебный план ООО;

-календарный учебный график;

-план внеурочной деятельности;

-календарный план воспитательной работы;

-система условий реализации ООП ООО;

-оценочные и методические материалы;

— учебный план ООО;

—календарный учебный график;

-план внеурочной деятельности;

— календарный план воспитательной работы с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие;

Характеристика условий реализации программы ООО в соответствии с требованиями ФГОС

Требования к результатам обучения

ООП НОО

Три группы результатов сохраняются: это личностные,
метапредметные и предметные.
В Стандарте 2009г.в отношении
характеристики личностных результатов присутствует 10 формулировок этих требований

Во ФГОС 2009-2010 требования к результатам «деятельностно» нейтральны

Личностные результаты
(ценности и мотивация):
Ориентация на формирование
системы ценности и мотивов.
Метапредметные результаты:
Три группы УУД: познавательные,
коммуникативные и регулятивные действия.

1) Личностные образовательные результаты сформулированы как отражающие готовность учащихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части (далее структурированы по группам): гражданско — патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры ЗОЖ, трудового воспитания, экологического воспитания, ценности научного познания.

2) Метапредметные результаты (универсальные учебные познавательные действия) структурированы по трѐм группам: «базовые логические действия», «базовые исследовательские действия», «работа с информацией». Обновлены и содержательно раскрыты результаты этих групп.

3) Метапредметные результаты (универсальные учебные коммуникативные действия) структурированы по двум группам: «общение», «совместная деятельность». Существенно обновлены и содержательно раскрыты результаты этих групп.

4) Метапредметные результаты (универсальные учебные регулятивные действия) структурированы по двум группам: «самоорганизация», «самоконтроль». Существенно обновлены и содержательно раскрыты результаты этих групп. Впервые появляется понятие «эмоциональный интеллект», раскрываются результаты овладения учащимися эмоциональным интеллектом.

5) Значительно расширен перечень предметных образовательных результатов учащихся по предметным областям. Результаты в большинстве сформулированы в деятельностной форме. Разделены и раскрыты результаты предметных областей «Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение на родном языке.

 

ООП ООО

 

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования:

— личностным, включающим готовность и способность

учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности, системы значимых социальных и

межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,

отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской

идентичности в поликультурном социуме;

— метапредметным, включающим освоенные учащимися

межпредметные понятия и универсальные учебные действия

(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их

использования в учебной, познавательной и социальной практике,

самостоятельность планирования и осуществления учебной

деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами

и сверстниками, построение индивидуальной образовательной

траектории;

— предметным, включающим освоенные учащимися в ходе

изучения учебного предмета умения, специфические для данной

предметной области, виды деятельности по получению нового

знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и

применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных

ситуациях, формирование научного типа мышления, научных

представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,

владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами

и приемами

В новых ФГОС подробно описывают

результаты освоения ООО. Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно- деятельностного подхода

Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

-гражданско- патриотическое;

-духовно-нравственное;

-эстетическое;

-физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;

-трудовое;

-экологическое;

-ценность научного познания

Метапредметные результаты группируются по по видам универсальных учебных действий:

-овладение универсальными учебными действиями- базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

-овладение универсальными учебными коммуникативными действиями- общение, совместная деятельность;

-овладение универсальными учебными регулятивными действиями- самоорганизация, самоконтроль

Впервые появляется понятие «эмоциональный интеллект», раскрываются результаты овладения учащимися эмоциональным интеллектом.

В прежних ФГОС личностные и метапредметые результаты описывались обобщенно. А в новых —каждое из УУД содержит критерии их сформироваости

6) Новые ФГОС определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине .Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». Установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин.

Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия»,", Вероятность и статистика«, «Информатика», «Физика», «Химия»; «Биология»

Примерные рабочие программы по предметам обязательной части учебного плана доступны педагогам посредством портала Единого содержания общего образования https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm, а также реестра примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru

3.На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ — удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/

1. В помощь учителю разработаны и размещены в свободном доступе методические видеоуроки для педагогов, разработанные в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования: https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

Видеоуроки — результат совместного труда учителей-практиков и специалистов в области теории и методики обучения и воспитания. В них содержится детальное методическое описание специфики реализации предметного содержания на основе системно-деятельностного подхода.

Кроме того, разработаны и размещены в свободном доступе учебные

пособия, посвященные актуальным вопросам обновления предметного содержания по основным предметным областям ФГОС НОО и ФГОС ООО: https://edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm.

2. Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО учитель и руководитель образовательной организации может получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования» по ссылке: https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm